Ложки нашлись, но осадочек остался

Ложки нашлись, но осадочек остался

Как результаты шотландского референдума могут повлиять на британскую экономику

18 сентября 2014 года в Шотландии состоялся исторический референдум о независимости от Британской Короны. Результат голосования порадовал европейцев, обеспокоенных проблемой сепаратизма: Шотландия осталась в составе Великобритании. Однако столь судьбоносное решение было принято с минимальным перевесом: среди высказавших свое отношение доля «против отделения» составила 55%, в то время как доля «за» - 45%. Так что, несмотря на заявление премьер министра страны Дэвида Камерона о том, что шотландский вопрос теперь «будет закрыт как минимум на одно поколение, а то и на сотню лет», у рядовых обывателей остаются сомнения.

Сразу же после того, как стали известны итоги референдума, британские социологи из агентства ICM Research узнал у британцев, как этот результат может повлиять на местный бизнес и бренды.

Важным фактом в общественном сознании стало не только решение большинства жителей Шотландии о сохранении статус-кво, но и незначительность разницы – всего 10 п.п. - между сторонниками и противниками этого решения. По мнению некоторых респондентов последнее может негативно отразиться на будущем и британской, и шотландской экономик.

Так, 22% опрошенных заявили, что теперь они более скептично настроены к идее инвестировать в шотландские компании или хранить деньги в шотландских банках. При этом, подобное решение приняли только 5% опрошенных в самой Шотландии, но 24% в Англии и 16% в Уэльсе. Показательно, что 8% опрошенных в Англии и в Уэльсе сказали, что теперь они с меньшей вероятностью отправятся на отдых в Шотландию, а 7% даже заявили о своем нежелании «в условиях вновь открывшихся обстоятельств» приобретать товары шотландских производителей.

Пятая часть опрошенных (21%) считают, что итог референдума может негативно отразиться на британских брендах. Однако большинство все же полагает, что,  целом, все будет хорошо и в Шотландии (63%), и в Великобритании (59%).  При всем том, «хотя ложки нашлись, но осадочек остался»: более трети шотландцев (37%) оценили результат референдума, как негативный для Шотландии, продемонстрировав тем самым свой внутренний протест.

Что касается последствий для местных брендов, то оказалось, что этим вопросом в большей степени озабочены лондонцы. 33% респондентов из Лондона посчитали, что результаты референдума повредили шотландским брендам, а 27% отметили негативный эффект и для британских. В целом по стране соотношение выглядит следующим образом: 28% отметили, что вред был причинен шотландским компаниям, а 22% - британским.  Интересно, но сами шотландцы так не считают – только 16% увидели в полученных результатах референдума угрозу, для британских или шотландских брендов.

«Разница в 10% стала решающей в день голосования, но она мала и не дает ощущения стабильности. Британская общественность, особенно к югу от Шотландии, обеспокоена влиянием итогов референдума на британские и шотландские бренды. Как показывает опрос, наибольшие последствия ждет финансовый сектор Шотландии» -  говорит Грегор Джексон, директор по исследованиям агентства ICM Research.

Стоимость фунта стерлингов упала за несколько недель до запланированного референдума, когда набирало поддержку движение «За» отделение. Но решение остаться в составе Великобритании скорректировало курс. В пятницу 19 сентября ведущий индекс британской фондовой биржи FTSE 100 вырос на 0,27%, (или 18 пунктов), закрывшись на отметке 6837,92. А второй по величине британский банк - Королевский банк Шотландии – заявлявший, что переместит свою штаб-квартиру в Англии в случае отделения, сообщил, что остается в Шотландии.

Как сообщил BBC экономист британской компании World First: «Очевидным риском для валютных рынков было решение об отделении, что повлекло бы за собой активную распродажу финансовых инструментов, находящихся на руках». 

Тэги: Общество
Посмотреть все теги

Кол-во просмотров: 1270

Источник: research.


Еще по теме

Поколение большого пальца выбирает смартфон

Поколение большого пальца выбирает смартфон

Американским детям нравятся умные гаджеты, которые можно носить с собой

Новая демография

Новая демография

Возраст и пол уже нельзя считать факторами, имеющими решающее влияние на стиль жизни людей