24 октября компания GfK опубликовала результаты ежемесячного исследования Потребительского Климата (consumer climate) в Германии.
Для того, чтобы установить ежемесячные колебания в потребительских настроениях, Gfk использует данные интервью 2000 немецких потребителей. Респондентам задаются вопросы: по ожиданиям роста экономики – «Как вы думаете, изменится ли общая экономическая ситуация в ближайшие 12 месяцев (улучшится-останется прежней-ухудшится)»; по ожиданиям роста личного благосостояния – «Как вы думаете, изменится ли ваше личное благосостояние в ближайшие 12 месяцев(улучшится-останется прежним-ухудшится)»; готовность покупать – «Как вы думаете, подходящее ли сейчас время для совершения больших покупок (подходящее-не подходящее и не плохое - плохое)».
В октябре 2014 года показатель Потребительского Климата возрос с 8.4 до 8.5 (из 10.0 возможных), что в первую очередь связано с улучшившимися ожиданиями по росту личного благосостояния и возросшей готовности покупать. Стоит также отметить, что ожидания по росту экономики в целом остаются на прежних позициях.
Ожидания по росту экономики
После значительного понижения ожиданий роста экономики (октябрь 2013 – 11.3), октябрь 2014 года повторяет показатели предыдущего месяца (4.3). Низкие ожидания связаны в первую очередь с официальными заявлениями германских властей, прогнозирующих рост ВВП по итогу 2014 года только в 1.2%-1.3%. Также добавляет пессимизма продолжающаяся нестабильность: российско-украинский конфликт, Ирак и Сирия, а также эскалация вируса Эбола. Все эти факторы негативно влияют на потребительские ожидания.
Ожидания по росту личного благосостояния
После двух последних месяцев снижения ожиданий, показатели октября демонстрируют взлет на 3.5, суммируясь в 45.6 баллов, что значительно превосходит показатели октября 2013 (32.7). Высокие показатели являются результатом стабильности рынка труда Германии, низкого уровня безработицы, а также инфляции ниже 1%.
Готовность покупать
Повысившиеся ожидания по росту личного благосостояния положительно влияют на готовность делать покупки, этот показатель в октябре вырос на 3.1 и сейчас составляет 45.6 баллов, что превышает показатели прошлого года.
Потребительский климат
Негативный тренд, наблюдавшийся на протяжении последних месяцев, очевидно закончился. Хотя любая дальнейшая эскалация обозначенных кризисов может привести к серьезным изменениям в потребительском климате.
Источник: GfK